Здравствуйте, люди добрые!
Каково самочувствие после обливания? Конечно, отличное! Только, пожалуйста, не забывайте о том, что «Детка» П.К.Иванова состоит не только и не столько из хождения босиком и обливания — она содержит еще десять правил, которые обязательно нужно соблюдать, иначе ожидаемого эффекта не получите.
Тезис-просьба П.К.Иванова «не употребляй алкоголя и не кури» непосредственно обращен к вам. Ведь вся его система направлена на пробуждение сознания, а значит, и на изменение его. Употребление человеком наркотических веществ угнетает сознание, блокирует и уничтожает его наиболее высокие сферы. Именно таков глубинный подтекст, содержащийся в правиле об отказе от алкоголя и курева.
Сегодня средства массовой информации в большей степени пропагандируют потребление табака, чем сообщают о его зловредности. Правда, иногда, например во Всемирный день некурения или накануне его, некоторые издания публикуют сведения о вредности вдыхания ядовитой табачной отравы. Причем обязательно ссылаются на зарубежные исследования. (О проведении аналогичных исследований в нашей стране я за последние пять лет не слыхал и никаких материалов не нашел.) Например, газета «Известия» в апреле 1995 года опубликовала маленькую заметочку под заголовком: «Сигарета бьет по человеку на клеточном уровне». Вот ее текст.
Специалистам университета Гопкинса (США) удалось выявить связь между курением и раком.
То, что курение наносит вред здоровью, известно давно. Оставался загадкой способ нанесения удара по нашему самочувствию. Оказалось, что под воздействием веществ, содержащихся в дыме, происходит мутация гена, отвечающего за организацию обороны человеческого организма от раковых заболеваний. Ученые предполагают, что вредоносные вещества соединяются с генетическим материалом в клетках и избирательно обессиливают ген контроля за раком.
Агентство «Рейтер»
Заметка подана в газете под рубрикой «По материалам зарубежной прессы» — вроде любопытного факта или какого-то курьеза. А проблема очень серьезная. По данным исследований Американского ракового общества, более одной пятой всех людей, живущих в настоящее время в развитых странах (а это около миллиарда человек!), будут убиты табачным дымом. Развивающиеся страны в данном исследовании не учитывались. Вот только куда наше отечество в таком списке определить? Несомненно лишь одно: по потреблению табака мы уже давно «перещеголяли» весь мир!
Кстати, результаты подобных исследований «за бугром» подробно анализируются крупнейшими специалистами, регулярно публикуются в самых популярных газетах и журналах, передаются по радио и телевидению… Позвольте спросить, много ли такого рода выступлений довелось вам читать или слышать лично? Вот то-то!
Зато я предлагаю вам ознакомиться с переводом одной из подобных публикаций в газете «Нью-Йорк Таймс».
Даже бросать курить лучше в молодые годы
Хотя в любом возрасте стоит расстаться с сигаретой, тем не менее у бывших курильщиков больше шансов умереть от рака легких, чем у некурящих. К такому выводу пришли исследователи университета штата Мичиган. Они также установили прямую зависимость смерти от рака с возрастом, в котором человек бросил курить.
Так, доктор Бренда Гиллеспи, помощник профессора кафедры биостатики университета штата Мичиган, говорит: — Согласно некоторым исследованиям, утех, кто курил в течение 5—10 лет и затем бросил, риск заболевания раком снижается до уровня некурящих. Однако проведенное нами исследование показывает, что у людей, куривших на протяжении 15 лет, риск заболевания сохраняется, и он все равно выше, чем у некурящих.
Доктор Майкл Халпери, научный сотрудник университета штата Мичиган считает: — Практический вывод из нашей работы состоит в том, что бросать курить полезно в любом возрасте, но лучше — в более молодом.
Цена затяжки
Ученые проанализировали опубликованные данные исследований, продолжавшихся шесть лет. На их основе удалось создать модель зависимости рака легких от возраста, в котором человек бросил курить.
В этом, по мнению доктора Халперна, состоит принципиальная новизна исследования мичиганских ученых.
За точку отсчета был взят возраст в 57 лет. Из 900 тысяч пациентов этого возраста половина была некурящими и четверть — бывшие курильщики.
Мужчины, в среднем, начали курить в 17 лети выкуривали по 26 сигарет в день. Женщины, в среднем, начали курить годом позже и выкуривали по 22 сигареты в день.
Из некурящих 100 тысяч человек к 75 годам умерло от рака легких менее 50 мужчин и менее 30 женщин. Из курящих же 100 тысяч человек к 75 годам от рака легкого умерли 1250 мужчин и 550 женщин.
Доктор Халперн подчеркивает прямую зависимость смерти (к 75-летнему возрасту от рака легких) от возраста, в котором человек бросил курить.
Среди бывших курильщиков, бросивших курить в тридцатилетнем возрасте, только 90 мужчин и 55 женщин из 100 тысяч человек умерли от рака легких в 75 лет. Это число возрастает среди тех, кто бросил курить в сорокалетнем возрасте-150 мужчин и 80 женщин.
Стоит подумать
Исследователи пришли к выводу, что люди, продолжающие курить в более преклонном возрасте, больше рискуют умереть от рака легких из тех, кто бросил курить в 54 года, к 75 годам умерло 240 мужчин и 125 женщин.
Из бросивших в 59 лет— 350 мужчин и 170 женщин. А в 64 года — 500 мужчин и 270 женщин.
Риск умереть в 75 лет от рака легких возрастает в 14 раз для мужчин, которые продолжают курить, и в 10 раз — для женщин (по сравнению с теми, кто бросил курить в тридцатилетнем возрасте).
И еще один результат исследования — у заядлых курильщиков риск умереть от рака легких в 33 раза выше, чем у некурящих.
Решайте сами
И все-таки, подчеркивает доктор Халперн, хотя бывшим курильщикам по-прежнему грозит умереть от рака легких больше, чем некурящим, есть смысл отказаться от вредной привычки в любом возрасте, но конечно же, чем раньше, тем лучше.
— Риск заболевания раком легких увеличивается у людей, бросающих курить в более позднем возрасте, — говорит доктор Халперн. — Мы не утверждаем, что избежать этого можно, лишь бросив курить в молодости Мы считаем, что чем раньше вы сможете это сделать, тем предпочтительнее…
Курение и рак
Предполагаемое число смертей от рака легких к 75 годам на 100 тысяч человек (точка отсчета с 18 лет, см. таблицу) В третьей колонке таблицы риск для людей каждой группы сравнивается с риском для тех, кто продолжает курить.
Мужчины Женщины Никогда не курили 37,5 3% Никогда не курили 22 4% Бросили в возрасте Бросили в возрасте 30—39 87,5 7% 30—39 55 10% 40—49 150 12% 40—49 82,5 15% 50—54 237,5 19% 50—54 126,5 23% 55—59 337,5 27% 55—59 170,5 31% 60—64 562,5 45% 60—64 269,5 49% Курят и сейчас 1250 100% Курят и сейчас 550 100%
«Нью-Йорк Таймс»
Подумайте, люди добрые, очень серьезно подумайте, почему наши соотечественники, в отличие от населения цивилизованных стран, лишены подобной информации, почему нам навязывают образ настоящего мужчины с обязательным табачным атрибутом. По данным академиков Ф.Г.Углова и Б.И.Исакова, профессора С.И.Жданова и многих других ученых России, сегодня демографическая ситуация в стране крайне неблагоприятна. Идет вырождение народа, на свет Божий появляется младенцев в два-три раза меньше, чем умирает людей. Причем большинство смертей наблюдается в самом продуктивном возрасте. И одним из факторов, заметно влияющих на усиление процесса вырождения нации, гибели ее генофонда является табачная зараза.
У вас была блестящая возможность взглянуть непредвзято на табачных пленников, на рабов ядовитой заразы — когда вы писали сочинение, а точнее, создавали портрет табашника. Давайте, почитаем отнюдь не субъективные результаты ваших исследований.
Я включил яркий свет и близко придвинулся к зеркалу. Кто это смотрит на меня? Чье это лицо, так непохожее на висящий рядом мой фотопортрет, выполненный восемнадцать лет назад? И если на том портрете, даже в черно-белом варианте, я вижу выразительность глаз, правильные черты лица, волевой подбородок, да и сам настрой у «двойника» боевой: мол, знай наших! — то в зеркале отражается обрюзгшее серое лицо, глаза смотрят равнодушно и отрешенно, нос заострился, куда-то исчез волевой подбородок… Я силюсь придать своему лицу прежнее выражение — боевое и бодрое, но это лишь жалкие потуги.
Очень, я бы сказал, самокритично и жестко. Но — и это главное! — правдиво, без всяких скидок на какие-либо внешние факторы. В связи с этим мне вспоминаются замечательные строки Расула Гамзатова из стихотворения «Суд»:
Я себя вызываю на собственный суд, Никакие уловки меня не спасут, И свидетели не спасут.
Раб вонючей сигареты — это прежде всего очень нервный человек, который постоянно должен помнить о том, чтобы у него были при себе сигареты — иначе неизбежны нервные срывы на работе и дома. Далее, у него практически нет зубов, отчего жевательный процесс почти исключен, а следствие такого состояния — болезни желудка и кишечника От этого раба всегда дурно пахнет. (Помнится, Горькому принадлежит выражение: «Клоп тем и счастлив, что скверно пахнет».) Дурно пахнут его жилище и одежда. Пальцы раба — желтые и даже коричневые, да и кожа на лице землистая, желтоватая, нездоровая У этого раба самое страшное несчастье — если лишить его сигареты. Ради нее он готов терпеть любые лишения, голодать, воровать, совершать и другие нарушения человеческого общежития.
Напоминаю: я читаю строки из ваших сочинений.
Очень долгим было мое табачное рабство, которое я считал настоящей жизнью. А болезни, обнаруженные у меня докторами, никак не связывал с самоотравлением — полагал, что это результат инфекции, простуды, перегрузок на работе и даче и т. д. И вот, наконец, задумался. Мне 49 лет, в эти годы я должен бы, как говорится, горы двигать, а на самом деле мне трудно стоять долго у станка, тяжело подниматься по лестнице. Я быстро устаю от такой работы, как копка земли на участке, ношение ведер с водой для полива грядок. Даже за грибами долго не могу ходить — начинают болеть ноги и голова.
Не комментирую. Просто еще раз хочу подчеркнуть: мне очень импонирует ваша открытая, жесткая самооценка. Это хороший симптом, свидетельствующий о начале оздоровления.
Я не был на ликвидации Чернобыльской катастрофы. Но в то же время карманный «чернобыль» прочно и стойко заполонил мою рабскую жизнь, потому что не заложником, а именно рабом этого «чернобыля» я стал… Я проклинаю тот день, когда впервые дотронулся до ядовитой табачной заразы! Никогда, слышите, никогда больше не потянусь за этой гадостью, всеми силами буду оттаскивать от карманного «чернобыля» своих детей, родственников, друзей, товарищей!
Надеюсь, после окончания нынешнего курса — а он, повторяю, не ограничивается семью занятиями, предполагая самостоятельную работу в течение шести месяцев, — мы еще встретимся с этим слушателем на других курсах — преподавательских, где он получит новую профессию руководителя курса и будет избавлять людей от табачной зависимости…
После родов я «поплыла», как квашня, и, уступив советам подруг, пошла в табачное рабство. Правда, от полноты не избавилась, зато вскоре на моих глазах появились очки. Я ведь только здесь узнала, как пагубно табачный дым влияет на зрение1.. Постепенно мое лицо покрылось желтизной, зубы потемнели, а многие попросту выпали. Начали сечься, а потом и выпадать волосы, осип голос, пальцы на правой руке не стали отмываться от коричневато-желтого налета, в груди все время что-то свистит и клокочет. Зимой и осенью меня постоянно одолевают бронхиты, стали побаливать ноги…
Да, моя внешность, видимо, типична для раба вонючей дымной табачной гадости. А самое ужасное — то, что и дети мои стали тайком посасывать сигареты: мы с мужем активно «прививаем» им рабскую обреченность, увещевая их таким, к примеру, образом: «Не курите, пока не подрастете!» А что значит, «подрасти ребенку»? До какого возраста? Одному сейчас тринадцать, другой скоро двенадцать исполнится… Да ведь сколько я видела их ровесников, смолящих проклятый табачище!..
Невеселый у меня получился портрет, вернее, групповая фотография.
Согласен, тут нет ничего веселого. И вам вместе с мужем надо спасать детей от кошмарного рабства. Но разве рабы, смирившиеся со своей участью, зачавшие и родившие в рабстве детей, забывшие о вольной жизни на свободе, смогут уберечь этих самых детей от рабства? Наверное, в первую очередь, самим надо, цепко ухватив детей, бежать и бежать из неволи. Надеюсь на следующем курсе увидеть вашего мужа вместе с детьми.
Люди добрые! Я могу читать еще и еще ваши описания портретов рабов вонючей табачной гадости — и ни в одном не найду сочного мазка в бледной и унылой палитре, использованной для создания образа табашника. Хотя, послушайте:
Самоубийца — и есть самоубийца. Он обреченно идет к собственному убиению, не делая попыток к сопротивлению!.. — такой, я бы сказал, всплеск эмоций проявился у одной из наших слушательниц. — Сейчас часто используется рассказ о козле или баране, ведущем стадо на бойню. И я убеждена: есть некая правительственная структура, выполняющая роль названного барана, говорящего человеческим языком. Он, этот баран, обещает всякие радости и наслаждения, а толпа слушает, верит и покорно шагает за предводителем, окутывая все на своем пути густыми клубами канцерогенного табачного дыма. Ох, как покорно люди из этой толпы стремятся к собственной гибели! А самое парадоксальное, что за это еще и деньги платят, да какие!
Что за люди эти самоубийцы? Чем они думают? Неужели табачная зараза заблокировала у них способность думать?
А ведь, действительно, заблокировала. Это я на себе испытала, двигаясь в той толпе за бодрым бараном дорогой длиною в 14 лет! Ровно столько лет я травила себя, родителей, потом некурящего мужа, ставшего- таки табашником, ну и сына — очень болезненного мальчика…
Да, мне удалось вырваться из стада обреченных. Но как спасти тех, кто слепо верит барану, кланяется ему, жадно глядит на телеэкраны, куда баран ловко вплавил призывы — увеличить потребление табака?!
Знаете, читая подобные сочинения, я начинаю забывать, что веду беседу со вчерашними табашниками. Порой мне кажется, что не я, а вы сами ведете занятия по утверждению здорового образа жизни.
Я очень рад за тех, кто вырвался из того стада, о котором с таким темпераментом написала наша слушательница. С большим удовольствием читаю ваши дневники, которые стали объемнее не только по размерам, но и по широте мышления.
Сегодня я уже не буду делать особенно подробного разбора вашей домашней работы, но по ряду позиций дневников пройтись придется.
Почти никто не написал о позитивном отношении к табаку, хотя у некоторых слушателей кое-где еще проскальзывает эдакая тоска, что ли, по вонючей раковой соске. Вот, например, такая запись: «Отношение сугубо отрицательное, хотя чувствую, что чего-то не хватает». Или: «Отношение к яду, как к яду, но что делать, если организм требует?»
Надо же, какой дурной организм — яду ему подавай!.. Вместо комментария по этому поводу хочу предложить вам статью Евгения Батракова, председателя абаканского «Оптималиста», опубликованную в ряде газет, а также в специальной брошюре — сборнике материалов по проблемам пьянства, алкоголизма и употребления табачной заразы.
Несколько слов о самом авторе. Евгений Георгиевич — один из старейших «оптималистов», который помог тысячам людей вырваться из дурманного плена. Одновременно он использует любую возможность для пропаганды трезвого, бестабачного образа жизни. Его выступления в средствах массовой информации всегда злободневны и полезны для тех, кто барахтается в винно-табачном омуте.
А теперь — непосредственно статья.
Почему приятно курить?
Вопрос, вынесенный в заголовок статьи, у всех читателей, я думаю, вызвал чувство двойственное: с одной стороны, вроде бы, да, приятно, а с другой стороны…
В чем тут дело? А дело, видимо, в том, что каждый из нас всегда и сейчас отождествляет приятное только с полезным. А вот полезного-то в табачном смраде, как известно, ничего нет. Ни одного вещества.
Какие же вещества входят в состав табачного дыма? Самые разные: бензопирен, ацетон, кадмий, аммиак, бензол, фенол, цианистый водород… Тысячи веществ! И — ни одного полезного для человеческого организма!
Почему же в таком случае табачный токсикоман стремится с такой одержимостью к этому ядовитому смраду?
Ну, прежде всего, отметим, что масса курильщиков далеко не однородна по своему психическому и психологическому составу. Например, среди табакоманов есть люди, испытывающие наслаждение именно от разрушения своего организма. Это так называемые мазохисты… (Вообще курение табака с полным основанием можно рассматривать как сознательное членовредительство, поскольку в процессе поглощения ядовитых веществ, содержащихся в табачном дыме, у человека разрушаются абсолютно все органы — от головного мозга до структур кожного покрова.)
Во-вторых, среди курильщиков есть люди — и таких подавляющее большинство, — которые получают удовольствие не от саморазрушения, а от того, что смертоносные табачные яды выбрасываются при выдохе из легких…
Поясню эту не совсем обычную мысль.
Курение — это процесс волнообразный, то есть процесс, состоящий из двух фаз: первая — вдох ядов и, соответственно, разрушение организма и расстройство психики; вторая — выдох и, естественно, прекращение действия разрушающих веществ и начало восстановления здоровья, расстроенного предыдущим вдохом. Вот эта ситуация, пожалуй, самая нелепая и смешная из всего, что только есть в курительной проблеме. Ну посудите сами: человек получает удовольствие от того, что яды смрада перестают его разрушать. В принципе, да, это приятно. Представьте себе такую картину: у вас ныл-болел зуб и вдруг — в один момент боль как рукой сняло! Ясно, что это приятно. Но весь парадокс заключается в том, что человек, для того чтобы испытать чувство облегчения, сам наносит себе болезненное воздействие — делает вдох дыма, чтобы затем испытать умиротворенность от выдоха этой отравы?!..
…Наконец, еще один аспект курительных «удовольствий» заключается в том, что курение — это стремление человека реализовать курительную программу, которую, как перфокарту, заложило в его голову общество. И вот тут-то не до смеха, поскольку эта курительная программа оказывается в человеке вопреки его воле, оказывается в человеческой голове незаметно. Причем существование в голове этой программы — дело не шуточное, так как она, эта курительная программа, словно живое существо, настоятельно требует своей самореализации, самоосуществления. И тогда человек берет в руки смертоносные папиросы и сигареты, сам не понимая, зачем это делает. И если в этот момент его спросить «Зачем ты поглощаешь этот невкусный и вредный смрад?», то ответа, увы, не последует.
Зачем же поглощать явную отраву и нельзя ли от нее враз взять да и отказаться? Оказывается, нельзя. Попробуйте, например, враз взять да отказаться отношения штанов… Немыслимо? А почему, собственно?.. А потому, что в вашей голове есть соответствующая программа на этот счет, в которой записано: надо ходить на людях только в штанах. И мы — ходим.
Вот и с куревом та же самая история: человеку на протяжении долгих лет с момента его рождения закладывали в голову противоестественные представления: «Мужчина должен быть с сигаретой», «Разволновался — закури», «Нечего сказать — задыми: сойдешь за умного…»
Много всякой всячины. И вот вся эта всячина сидит сейчас в голове несчастного курильщика и не дает ему дышать чистым, здоровым, свежим воздухом.
Удовольствие, считает он, — в поглощении вонючего, ядовитого смрада.
Не безумные ли это забавы взрослых людей?
Слава Богу, оставшиеся среди нас табакоманы научились все же считать количество затяжек от высосанных папирос и сигарет. «С ума сойти! — пишет один из них. — Специально считал, и вышло вот что: я „вытягиваю" сигарету за 19 раз. До фильтра, значит. Это что же выходит — высасывая в день до тридцати сигарет, я бью табачным зарядом по собственному организму 570 раз?! Изо дня в день! Из месяца в месяц!.. Кошмар! Все! Точка. С утра — ни единой заразы!»
Что ж, можно, оказывается, и так прозреть. А вообще среднестатистический табакур высасывает табачный дым от одной сигареты за 18 затяжек, от папиросы — за 12 затяжек. Очень верно написал наш слушатель: 570 раз бьет он, точнее, стреляет по незащищенному организму канцерогенными ядовитыми зарядами! Это почти в 20 раз больше, чем автомат Калашникова с его длинной очередью! Остается только благодарить свой организм за стойкость!
«Травился 70 раз — в три раза меньше, чем вчера», — с гордостью пишет еще один самоубийца, опустив, правда, ответ о собственном самочувствии. Я понимаю — рука не поднимается написать: мол, травился 70 раз, самочувствие нормальное. Ведь при отравлении все клеточки организма живут в режиме повышенной опасности, смертельного риска. Кто может с определенной точностью сказать — а не эта ли затяжка канцерогенной взвесью явится причиной возникновения ракового заболевания?!
По своей природе табашник — фаталист. Вогнал патрон в барабан револьвера, крутанул его да и приставил дуло к виску. Нажал на курок — щелк! — и не выстрелило. Повторил! Опять пронесло… Но ведь достреляется!!!
Не надо себя так мучить, постепенно ограничивая количество самоотравлений. Это, скажу я, жестоко по отношению к организму: это своего рода садизм по отношению к самому себе.
Многие слушатели пишут о невозможности избежать пассивного курения — вдыхания табачной гадости в присутствии соседа-курильщика. Увы, сегодня нет в нашей стране такого уголка, который был бы защищен от ядовитых дымовых «выхлопов» горящего табака. Кое-где, правда, можно встретить эдакую ни к чему не обязывающую табличку: «У нас не курят», или более требовательную: «Курить воспрещается». Тут неверен сам посыл, как вы теперь поняли. Я имею в виду глагол «курить». Потому, наверное, нередки рядом с табличкой сделанные от руки приписки, вроде: «А я курю!» Мол, с приветом, Вася!..
Почти все слушатели отмечают участившиеся по отношению к ним предложения к взаимоотравлению табачным ядом. Это естественный процесс: безумцы, мнящие себя умниками, считают любого, вырвавшегося из их круга, чуть ли не предателем и, разумеется, стремятся затащить такого «отступника» обратно в свою стаю. Самое страшное для табашника — остаться в меньшинстве, когда большая часть нормальных людей не позволит им травить окружающих. Мне в связи с этим вспоминаются слова Варлаама из пушкинского «Бориса Годунова»: «…Когда я пью, так трезвых не люблю…» Здесь, вроде, все понятно: любой пьющий шестым чувством, что ли, осознает свою отвратительность в глазах трезвых людей — аналогично с самоотравителем табачным. Здесь он более осознанно чувствует пропасть между собой и нормальным человеком. Зачастую табашник с непонятной даже ему самому злостью относится к тем, кто не желает глотать вонючий табачный дым. И злосчастная поговорка «Кто не курит и не пьет…» вероятнее всего родилась в озлобленном мозгу табашника…
Я прошу прощения за то, что не все вопросы дневника будут сегодня разобраны. Моя теперешняя задача — поправить, подсказать, рассказать о проблемах, возникающих у вас в процессе занятий. Да и говорить о дневниках, написанных еще позавчера, точнее — о ваших удачах или трудностях — сегодня, пожалуй, несвоевременно: ведь за вчерашний и сегодняшний день многое уже заметно изменилось.
Однако на некоторых вопросах дневника, ваших ответах на них я не могу не остановиться, не побеседовать с вами.
Например, посмотрите, как меняется у вас отношение к табашникам. В первых дневниках многие из вас писали о них жестко, хлестко, а некоторые, наоборот, с сочувствием. В последних же дневниках все чаще и чаще встречается слово «заблудшие». Действительно, эти само- и взаимоотравители — заблудшие люди, которым нужно помогать найти выход из дьявольского лабиринта, порожденного привычкой к употреблению вонючей отравы, раковой соски.
Меня радуют ваши ответы на вопрос о самочувствии. Сон улучшается, голова перестает болеть (травиться перестали — вот и результат), в теле чувствуется легкость, кашель заметно уменьшился… А вот психическое и моральное самочувствие у многих пока неважное. Тут и угрызения совести за немалый вред, причиненный семье своим проклятым табачищем, и нервозность, и угнетенность, и суд над собственными поступками…
Люди! Помните: назад пятками не ходят! Что было — то было, того не переиначить. Слава Богу, вы отчалили от гнилого болота, вырвались из плена иллюзий о том, что рай на земле немыслим без табачной вони. Но пока не причалили и к другому берегу — светлому, чистому, от которого проложена дорога к священному Храму вашего здоровья. Поэтому советую поднапрячься, собраться с силами и употребить их на тщательную работу по очищению сознания от ложных представлений. А это означает — ведение дневников, написание сочинений, организация диспутов с друзьями и товарищами на табачную тему. Например, предложите им рассказать о том хорошем, что они приобрели… в результате табачного отравления. Обязательно читайте литературу о табаке и других наркотиках, о здоровье, о правильном питании… Все это будет способствовать обретению вами нового мышления, поможет быстрее освободиться от метастазов табачной программы, которые еще остались в вашем сознании.
А теперь — самоотчеты. На этих последних трех занятиях вы ежедневно будете по моей просьбе вставать, громко называть себя и рассказывать о своих табачных делах, самочувствии, желаниях, настроении.
Само- и взаимоуничтожителей у нас в группе практически не осталось. Кое-кто, правда, отметил некие всплески прежней дурной и зловредной привычки к вдыханию ядовитого табачного дыма, даже сделали, как они отмечают, одну-две затяжки — и не почувствовали удовлетворения, не испытали наркотического «прихода», «торчка». Да и какой тут может быть «приход», когда ваше сознание теперь четко фиксирует ситуацию: вдохнул ядовитую табачную отраву — проявилась и соответственная реакция на эту гадость. А именно: возникли тошнота и головокружение. Не приносит былой приподнятости и выдох наркотической канцерогенной смеси. Организм, образно говоря, ушиблен, ему по-прежнему больно — и от того, что табачный дым покинул легкие и бронхи, и от того, что его ядовитые компоненты продолжают свою разрушительную работу. Этот момент также четко фиксирует ваш мозг — помимо вашего желания получить удовольствие. Вот его-то, этого удовольствия, уже нет. Остались только объективные восприятия — горечь, едкость, смрадность…
В самоотчетах меня порадовала ваша устремленность помочь другим табашникам вырваться из когтистых лап дьявольского монстра под названием табак. Чтобы вы могли успешнее защищать свое новое состояние антитабакизма, активно помогать другим людям обрести нормальную жизнь, необходимо обладать серьезными знаниями по проблеме. Исподволь, во время наших разборов анкет, дневников, сочинений, вы уже кое-что усвоили. Теперь я предлагаю поглубже изучить проблему. Поговорим о табачной погани с исторической точки зрения. Посмотрим, как этот душитель всего живого проник в жизнь человека, подмял его и захватил власть над миллиардами людей на нашей планете.
В легенде о Фаусте, по мотивам которой Гете создал одноименное произведение, говорится о том, как Фауст в сопровождении Мефистофеля прибыл в Новый Свет. В ту пору как раз была открыта Америка. И вот там путешественники обнаружили необычное растение, дым от которого глотали аборигены. Мефистофель тут же предсказал: «Полезная травка… Не лопух какой-нибудь! Она осчастливит Старый Свет. Кто хоть раз закурит — не оставит этой забавы. Теперь не будут говорить про нас, чертей, что мы одни вдыхаем дым и выпускаем его через ноздри… Не набить ли вам табаком трубку, уважаемый доктор?»
На это Фауст ответил: «Не надо! Забава для дураков!»
Повторяю: так гласит один из вариантов легенды, сотворенной в глубинах народных масс. Именно «забавой для дураков» точно окрестили люди табакокурение. Много позже замечательный писатель Бернард Шоу скажет: «Сигарета — это бикфордов шнур, на одном конце которого огонек, а на другом — дурак».
И уж коли я заговорил афоризмами, то не могу не привести и замечательных слов о табаке, высказанных Оноре де Бальзаком: «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации».
К сожалению, эти неоспоримые истины родились в ту пору, когда огромное число людей уже впало в рабскую зависимость от табака и, образно говоря, уши у них заложило. Так что бедолаги не услышали призывов мудрецов.
А ведь в Европу табак попал сравнительно недавно — после второго похода Христофора Колумба к берегам Америки, в 1493—1496 годах. Но — чуточку истории. В 1492 году Колумб и члены команды корабля «Сайта Мария» высадились на побережье Кубы. Аборигены этого острова встретили пришельцев с точки зрения испанцев необычно — с дымящимися головнями в руках, называемыми «сигаро». Дым, исходивший от этих головешек, по выражению Колумба, аборигены «пили».
В декабре того же года «Сайта Мария» потерпела крушение, и всех участников экспедиции переправить обратно в Европу было невозможно. На маленьком судне «Нинья» Колумб с частью своих людей отправился на родину, чтобы организовать второй поход. Оставшиеся на Кубе матросы во главе с монахом Фра Романе Пано стали первыми европейцами, научившимися «пить» табачный дым, переняв этот «опыт» у местных жителей. И хотя в представлении набожных испанцев дым из ноздрей могли пускать только черти, они переняли эту привычку — такой притягательной оказалась сила табака.
Растение, получившее имя от названия провинции Табаго на острове Гаити, начало победоносное шествие по странам и континентам. После того как семена табака были завезены в Испанию (и зелье вошло в моду!), их стали продавать в соседние страны. Затем, в эпоху великих географических открытий, морскими и сухопутными караванными путями они были доставлены в различные уголки земного шара. Столь быстрому распространению табака способствовало его удивительное свойство, которое, кстати, испытал каждый из вас, — привыкание к нему, перерастающее затем в мучительную потребность. Люди не могли справиться со своим пристрастием.
Это сейчас мы убежденно говорим — справиться. А ведь в те не столь далекие времена табашники и не помышляли об избавлении от «забавы для дураков». Напротив, все большее число людей старалось приобщиться к потреблению табачного дыма, тем более что табаку приписывали целебные свойства — отпугивание болезней (а в те годы в Европе свирепствовали чума и холера), злых духов, стимуляцию важнейших жизненных процессов, успокаивающее действие.
Впрочем, велась и борьба с табакокурением, причем нешуточная. Например, в Англии, согласно указу от 1585 года, табашники приравнивались к ворам, их водили по улицам с веревкой на шее. А в 1604 году пришедший к власти Яков I Стюарт объявил курение «вредным, неблагочестивым и неподходящим для цивилизованного человека занятием». Он выпустил даже трактат «О вреде табака», который заключил словами: «Привычка, противная зрению, невыносимая для обоняния, вредная для мозга, опасная для легких…» Этот трактат стал первой популярной книгой, призванной развенчать все небылицы о чудодейственных свойствах, приписываемых в те времена табачному зелью.
В Италии поступали с табашниками более жестко, ибо там табак был объявлен «забавой дьявола». Римские папы даже пытались отлучать от церкви всех нюхающих табак и вдыхающих его дым. А в назидание верующим пятерых монахов, уличенных в табакокурении, заживо замуровали в монастырскую стену.
В Россию табак попал в 1585 году — его завезли английские купцы через Архангельск. Они же приучили многих поморов к вдыханию ядовитой гадости, а те, в свою очередь, стали приобщать к «дьявольской забаве» других людей. Те, естественно, продолжали эту «эстафету».
Тем не менее культивировался табак в нашей стране очень медленно. Россияне неохотно приобщались к заморскому зелью. Больше того, наши набожные предки всячески препятствовали распространению табака. Так, в царствование Михаила Федоровича (по его указанию, кстати, был запрещен ввоз водки в Россию!) выявленных табашников наказывали шестьюдесятью ударами палки по стопам. Если это не помогало и табашника вторично заставали за «неблагочестивым» занятием, ему отрезали нос и уши. А после опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого явилось табакокурение, табашнику грозила смертная казнь.
Но уже при Алексее Михайловиче, сыне Михаила Федоровича, эта мера была отменена. В то же время в специальном Уложении 1649 года было велено «всех, у кого будет найдено богомерзкое зелье, пытать, бить на „козле» кнутом, пока не признается, откуда зелье получено». Частных торговцев табаком повелевалось «пороть, ссылать в дальние поселения».
Как видите, противодействие распространению табака было большим. Но в то же время некоторые лекари прописывали вдыхание табачного дыма или нюханье табака как противоядие при лихорадке, насморке. Особенно рекомендовалось окуривать табачным дымом больных чумой, их жилища — в качестве профилактического средства против этой страшной болезни.
Вместе с тем интерес к табаку постоянно подогревался дельцами табачного производства — плантаторами, фабрикантами, купцами, получавшими баснословные прибыли от торговли вонючим зельем.
Я хочу еще раз напомнить: где наркотик — там была, есть и будет мафия. И хотя в те далекие времена еще не было «изобретено» такое слово, но мафия, по сути дела, существовала и повсюду пустила разветвленные корни.
Вплоть до XIX века вредные свойства табака не были изучены, поэтому врачи, среди которых тоже было немало табашников, ничего не могли противопоставить его распространению. Популяризации зелья способствовала и мощная реклама — в виде различных причиндалов табашника, среди которых были табакерки, кисеты, трубки, шкатулки и многое другое.
Кстати, сегодня такая реклама, запрещенная во всех цивилизованных странах, у нас принимает все более изощренные формы. Организуются различные телешоу или подобие лотерей, где обладатели определенного количества пустых пачек сигарет той или иной марки получают возможность выиграть, скажем, видеомагнитофон или даже автомобиль. На телеэкране разыгрываются блестяще исполненные сценки, где герой обязательно достает пачку сигарет и, вложив одну из вонючих сосок в рот, смачно затягивается. На специальных ярких рекламных щитах призывают «вкусить»… Да что перечислять, вы все это и сами видите ежедневно.
Проводя аналогию между прошлым временем и нашим, можно сказать, что табачное закабаление народов земного шара велось не менее активно, чем сейчас. Правда, в те времена возможности были не те — не существовало ни ТВ, ни радио, да и газеты только еще начали появляться. Будь все это в годы распространения табака, нас с вами наверняка уже не было бы. Я имею в виду человечество, которое вымерло бы, как мамонты или динозавры.
В общем, торговля табаком росла ежегодно. Да и правительства многих стран вынуждены были изменить свое отношение к табаку, используя его как источник прибылей.
В России торговля табаком официально была разрешена в 1697 году, а роль активного проводника, открывшего широкий путь вредоносному зелью, сыграл… Петр Первый! После посещения Голландии царь превратился в заядлого табашника и стал склонять к самоотравлению табачным ядом своих приближенных. А чтобы табак быстрее проник в глубь России, Петр разрешил свободный провоз его через границу.
И все же я просто обязан отметить: любителей вдыхать в легкие табачный смрад вплоть до первой мировой войны, до 1914 года, было не так уж много. Антитабачные устои были крепкими. Так, юноши до 18 лет, как правило, не употребляли вина и, естественно, не травили себя табачным зельем; в деревне было позором, если парень травился до женитьбы — такого считали порченым. Женщина и табак — эти понятия считались взаимоисключающими.
|